Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Государственные ценные бумаги это долговые обязательства эмитента перед приобретателем данных обязательств в том, что он обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре.
Государственные ценные бумаги – это форма существования государственного внутреннего и внешнего долга. Эмитентами выступают федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ и исполнительный орган местного самоуправления, инвесторами – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты.
Под контролем государства осуществляется привлечение свободных денежных средств от населения и частных компаний в бюджет государства или местного органа власти, в качестве долговременного займа. Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется, согласно Конституции РФ, только по правилам и статьям Федерального закона или органами самоуправления на местах по правовым нормативным актам.
Государственные ценные бумаги могут выпускаться центральными органами, органами власти на местах, отдельными, относительно независимыми государственными учреждениями, а так же организациями, которые пользуются государственной поддержкой. Поэтому отдельные ценные бумаги, выпущенные частными юридическими лицами, могут иметь, в определенной мере, характер государственных бумаг, если государство гарантирует доходность по ним.
Эмиссия (выпуск) государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач:
– покрытие дефицита государственного бюджета;
– покрытие кассовых разрывов в бюджете;
– обеспечение коммерческих банков ликвидными резервными активами;
– воздействие на денежное обращение и управление объемом денежной массы;
– привлечение денежных ресурсов для осуществления крупных проектов;
– привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам;
– финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти;
– поддержка социально значимых учреждений и организаций;
– инвестиции в государственные ценные бумаги являются формой сбережений средств граждан и организаций, а также получения ими дохода.
Правительство выпускает долговые обязательства широкого спектра сроков от казначейских векселей сроком в 3 месяца до облигаций сроком 30 лет.
Долговые ценные бумаги, предназначенные для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год.
Кассовый разрыв (временный дефицит бюджета) возникает в связи с тем, что, с одной стороны, расходы государства постоянны, а с другой стороны, налоги поступают неравномерно. Вследствие этого время от времени (обычно в конце-начале квартала) возникает временный дефицит бюджета, для ликвидации которого и выпускаются краткосрочные ценные бумаги.
Государственные ценные бумаги активно используются при проведении центральными банками денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в обращении.
Государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами, применяются для поддержания ликвидности балансов финансово-кредитных учреждений.
КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
Государственные ценные бумаги классифицируют по следующим признакам:
– по характеру обращения;
– по срокам обращения;
– по видам эмитентов;
– по видам доходов;
– по формам существования;
– по видам инвесторов.
По характеру обращения различают: рыночные облигации, нерыночные облигации и облигации целевого размещения.
Рыночные облигации обращаются на рыночных условиях. Они могут свободно перепродаваться после их первичного размещения без какого-либо ограничения по кругу допустимых владельцев.
Нерыночные облигации не могут перепродаваться другим лицам их покупателями по первичному размещению.
Облигации целевого размещения размещаются только среди определенного круга лиц. Такие облигации могут обращаться после их первичного размещения, но их владельцами могут быть только лица, отнесенные к определенному кругу.
По срокам обращения принято выделять:
– краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;
– среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 года до 5 лет;
– долгосрочные, имеющие срок жизни обычно свыше 5 лет.
По виду эмитента различают: федеральные государственные ценные бумаги, бумаги субъектов РФ и муниципальные.
Федеральные государственные ценные бумаги выпускаются от имени Российской Федерации. Эмитентом выступает федеральный орган исполнительной власти, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. В настоящее время эмитентом ценных бумаг РФ является Минфин России.
Государственные ценные бумаги субъектов РФ выпускаются от имени субъекта РФ. Эмитентом ценных бумаг субъекта РФ выступает орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.
Муниципальные ценные бумаги выпускаются от имени муниципального образования. Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования.
В некоторых странах к государственным относят также облигации государственных учреждений и иных организаций, которым (облигациям) придан статус государственных.
По видам доходов различают:
– процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации, плавающей, ступенчатой);
– индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;
– дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;
– выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;
– комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.
По формам существования различают: бумажные и безбумажные.
По видам инвесторов различают: государственные ценные бумаги для российских инвесторов, еврооблигации.
ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
К числу государственных ценных бумаг, принятых в мировой практике, относятся: государственные облигации, казначейские векселя, сберегательные сертификаты.
Облигация – это долговое денежное обязательство, по которому кредитор предоставляет эмитенту заем. Эмитент, выпустивший ценную бумагу, обязуется уплатить владельцу облигации в оговоренный срок номинальную стоимость бумаги и ежегодно (до погашения) фиксированный или плавающий процент. Таким образам облигация является ценной бумагой, удостоверяющей отношение займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим ее (эмитентом, должником).
Облигации выпускаются с целью привлечения денежных средства для покрытия госбюджета и реализации государственных проектов и служат источником финансирования расходов бюджета, превышающих доходы. Существуют разные виды облигаций зависимо от эмитента, способа выплаты дохода, сроков действия, на которые они выпускаются, условий обращения и их надежности.
Государственные облигации выпускают центральные органы управления. Как правило, эмитентом является Министерство финансов. Полученные средства направлены на покрытие бюджетного дефицита или финансирования определенных инвестиционных проектов. Облигации местных займов выпускают местные органы управления.
Казначейские обязательства (КО) – вид ценных бумаг на предъявителя, что размещаются среди населения, и свидетельствуют об внесении их владельцами средств в бюджет и дают право на получение финансового дохода.
Номинальная стоимость, срок погашения, а также процентная ставка определялись Минфином РФ при выпуске каждой серии КО. При этом они выпускались в бездокументарной форме, обращение производилось по счетам “Депо” в уполномоченных депозитариях путем перевода соответствующих сумм на счет “Депо” их владельцев.
Казначейские обязательства выпускались Минфином РФ в соответствии с Основными условиями выпуска казначейских обязательств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.08.94 N 906. На сегодняшний день выпуск КО приостановлен.
Сберегательный сертификат – письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, которое удостоверяет право вкладчика на получение после истечения установленного срока депозита и процентов по нему.
Термин сберегательные сертификаты как ценная бумага имеет два значения:
– свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение депозита (депозитные сертификаты), или свидетельство банка о получении денег от граждан для долгосрочного их сбережения (сберегательные сертификаты);
– вид облигаций государственных займов.
Владелец сертификата получает доход либо в виде процента, либо в виде разницы между суммой, подлежащей выплате, и покупной ценой сертификата.
На различных этапах развития рынка в Российской Федерации выпускались следующие виды государственных ценных бумаг:
– облигации Российского внутреннего выигрышного займа;
– приватизационные чеки (ваучеры);
– государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
– облигации федерального займа;
– облигации сберегательного займа;
– казначейские обязательства;
– облигации внутреннего валютного займа:
– государственные долгосрочные облигации;
– золотые сертификаты.
РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
Рынок государственных ценных бумаг – это особая форма торговли финансовыми ресурсами, которая опосредствуется выпуском и обращением государственных ценных бумаг, которые считаются наиболее ликвидным и наиболее надежным видом капиталовложений.
Рынок государственных ценных бумаг – это совокупность отношений между государством, как эмитентом и гарантом, и отечественными заемщиками, внутренними и внешними инвесторами, по поводу эмиссии и обращения государственных ценных бумаг. Рынки государственных ценных бумаг подразделяются на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.
На первичном рынке обеспечивается размещение облигаций и акций различных компаний и предприятий, облигаций валютного государственного займа, ценных бумаг краткосрочного действия, а также выпускаемых банками всевозможных сертификатов и векселей.
Вторичный рынок является внебиржевым, образуется за счет торговли ценными бумагами посредством личных контактов, а также телефонов или компьютерных коммуникаций (интернета). В настоящее время практически все финансовые организации работают через посредников или напрямую на вторичном рынке ценных государственных бумаг.
Российский рынок государственных ценных бумаг характеризуется следующими особенностями, которые препятствуют его развитию:
1. Низкая доля частных инвесторов.
2. Падение доверия населения к государству и к частным финансовым институтам как результат кризиса, шоковой терапии и дефолта.
3. Краткосрочный характер государственных ценных бумаг, срок погашения которых из-за высокой инфляции обычно составляет не более года. Растет количество спекулятивных операций и снижается финансовая поддержка реальных секторов экономики.
4. Низкая доходность ГЦБ. Более привлекательными для мелких инвесторов остаются ценные бумаги паевых инвестиционных фондов и преуспевающих акционерных обществ, годовая доходность по которым превышает 20%;
5. Недостаточность на фондовом рынке специальных финансовых инструментов, ориентированных на частных инвесторов.
6. Отсутствием единой технологии первичного размещения ГЦБ и их вторичных торгов на базе государственного (или полугосударственного) депозитарного обслуживания.
7. Отсутствие структуры региональных рынков ГЦБ, что препятствует использованию свободных финансовых ресурсов территорий.
8. Дифференциация налогообложения ГЦБ в зависимости от вида, что приводит к необходимости его унификации.
Эти факторы свидетельствуют о стагнации рынка государственных ценных бумаг в России и отставании в развитии по сравнению с экономически развитыми странами.
В качестве важнейших перспектив рынка государственных ценных бумаг следует рассматривать следующие направления:
– улучшение законодательства в сфере ГЦБ и контроль за его выполнением;
– внедрение мировых стандартов в организацию рынка;
– повышение требований к информационной обеспеченности инвесторов;
– создание инфраструктурных систем, ориентированных на население;
– повышение роли государства на фондовом рынке;
– активизация использования первичных дилеров.
Объем рынка государственных облигаций в течение первых двух кварталов 2015 года вырос на 29,8% к аналогичному периоду прошлого года и достиг 4798 млрд рублей по номиналу. На организованном рынке в настоящее время представлено 39 выпусков государственных облигаций. Объем сделок с ними на фондовом рынке группы «Московская биржа» по-прежнему падает.
За первое полугодие 2015 года объем вторичных торгов (без учета сделок РЕПО) снизился до 1419 млрд рублей (на 30,0% меньше, чем годом ранее). Как следствие, уменьшается и коэффициент оборачиваемости: если во втором квартале 2014 года он составлял 23,3%, то по итогам второго квартала 2015 года опустился до 17,5%. Тем не менее сектор государственных облигаций на внутреннем долговом рынке по коэффициенту оборачиваемости остается наиболее ликвидным.
Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций пребывает в стагнации. Объем выпусков этих облигаций составляет 531 млрд рублей при объеме биржевых торгов (без размещений новых выпусков и сделок РЕПО) 141 млрд руб. Это самый неликвидный сектор внутреннего долгового рынка, коэффициент оборачиваемости которого во втором квартале 2015 года составил 14,2%, что соответствует данным годом ранее.
Государственные ценные бумаги имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами:
– самый высокий уровень надёжности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему;
– льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложения капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.
Контроль над деятельностью всех участников рынка государственных ценных бумаг осуществляется специально созданной Федеральной комиссией (ФКЦБ). В свою очередь регламентирует деятельность данной комиссии Федеральный закон РФ. ФКЦБ – орган коллегиальный, в состав которого обязательно входит Экспертный совет.
Заказать написание эссе можно через различные онлайн-платформы и сервисы, которые предоставляют услуги профессиональных писателей и академических экспертов. Вот шаги, которые вы можете выполнить, чтобы заказать написание эссе:
-
Выберите надежный сервис: Исследуйте различные сервисы и компании, предоставляющие услуги написания эссе. Оцените их репутацию, отзывы клиентов и квалификацию писателей.
-
Определите ваши требования: Подумайте о теме и предмете эссе, объеме работы, сроках выполнения, а также о любых особых требованиях или инструкциях, которые необходимо учесть.
-
Сделайте заказ: Обычно на веб-сайтах сервисов есть раздел для заказа. Заполните форму заказа, указав все детали и требования.
-
Выберите писателя: На некоторых платформах вы можете выбрать писателя из числа доступных специалистов, основываясь на их профилях и оценках. В других случаях вам будет назначен подходящий писатель.
-
Оплатите услугу: Уточните стоимость услуги и произведите оплату. Обычно стоимость зависит от объема работы, сроков и сложности эссе.